Диагностика ПСАФ аутодезадаптации – первый шаг к биопсихосоциальной стоматологии
https://doi.org/10.33925/1683-3759-2022-27-2-148-158
Аннотация
Актуальность. В статье рассматриваются три этапа развития специальности стоматологии в России: 1) этап зубоврачевания; 2) этап биомедицинской стоматологии; 3) этап биопсихосоциальной стоматологии. Начало второго этапа – биомедицинской стоматологии – связано с именем профессора А. К. Лимберга, организатора в 1897 году первой кафедры одонтологии в России при Женском медицинском институте. Предвестником появления биопсихосоматической стоматологии стал L. Engel (1977), заявивший в журнале Science о биопсихосоциальном подходе. Внедрению в стоматологию биопсихосоциального подхода способствовала разработанная в ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова концепции синдрома психо-социально-анатомо-функциональной (ПСАФ) аутодезадаптации и первичной методики экспресс-диагностики его выраженности и структуры. Авторы рассматривают диагностику ПСАФ аутодезадаптации в качестве первого шага биопсихосоциального подхода к изучению состояния здоровья человека, позволяющего осуществить персонализированный подход к разработке комплексных персонифицировано ориентированных программ лечения и реабилитации пациента.
Цель. Наглядно показать диагностические возможности использования первичной экспресс-диагностики ПСАФ аутодезадаптации для реализации принципа биопсихосоциального подхода к диагностике и лечению пациентов стоматологического профиля.
Заключение. Доказано, что начинать обучение студентов-стоматологов навыку экспресс-диагностики ПСАФ аутодезадаптации нужно максимально рано – на первом курсе.
В статье представлено четыре клинических случая применения экспресс-диагностики ПСАФ аутодезадаптации на стоматологическом приеме у пациентов разных профилей.
Об авторах
М. М. СоловьевРоссия
Соловьев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры стоматологии хирургической и челюстно-лицевой хирургии
Санкт-Петербург
Л. Ю. Орехова
Россия
Орехова Людмила Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии
Санкт-Петербург
А. М. Соловьева
Россия
Соловьева Анна Михайловна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой стоматологии и организации стоматологической помощи
Москва
Э. В. Гриненко
Россия
Гриненко Элеонора Викторовна, аспирантка кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова; врач-стоматолог ООО «Городской пародонтологический центр ПАКС»
Санкт-Петербург
Е. С. Лобода
Россия
Лобода Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова; врач-стоматолог ООО «Городской пародонтологический центр ПАКС»
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Исаева ЕР, Ткаченко ТБ, Никанорова ЕА, Посохова ЭВ, Пази ДБ. Опыт участия студентов первого курса стоматологического факультета в овладении методикой первичной экспресс-диагностики аутодезадаптации у их родных и близких. Труды научнопрактической конференции с международным участием «Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения». 2016:35-37. Режим доступа: https://www.1spbgmu.ru/images/home/universite/Struktura/Kafedry/Kafedra_pedagogiki_i_psihologii_FPO/0311_Psyho.pdf
2. Кадыров МБ, Маградзе ГН, Пименов КП. Результаты системного подхода к исследованию больных острыми воспалительными заболеваниями челюстно-лицевой локализации с оценкой выраженности и структуры трех синдромов: синдрома ПСАФ аутодезадаптации, синдрома местного воспаления, синдрома системного воспалительного ответа. Российская оториноларингология. 2017;6(91):72-80. doi: 10.18692/1810-4800-2017-6-72-79
3. Незнанов НГ, Рукавишников ГВ, Касьянов ЕД, Филиппов ДС, Кибитов АО, Мазо ГЭ. Биопсихосоциальная модель в психиатрии как оптимальная парадигма для современных биомедицинских исследований. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2020;2:3-15. doi: 10.31363/2313-7053-2020-2-3-15
4. Павельева ТЮ. Реализация технологии «перевернутый класс» на основе платформы YourStudy. Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017;22;5(169):82-87. doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-82-87
5. Рассказова ЕИ, Тхостов АШ. Биопсихосоциальный подход к пониманию здоровья и болезни. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2015;2:17-21. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24037310
6. Соловьёв MM, Орехова ЛЮ. Симпозиум Первые итоги апробации использования синдрома психосенсорно-функциональной дезадаптации в стоматологии и смежных дисциплинах. Пародонтология. 2014;2(71):40. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22135434.
7. Соловьев ММ. Использование «Синдрома психосенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации» в лечебно-диагностическом, учебно-образовательном и воспитательном процессах. Багненко СФ, Ярёменко АИ, Скоромца АА, редакторы. Санкт-Петербург: Издательство ПСПбГМУ; 2015. 36c.
8. Соловьев ММ, Орехова ЛЮ, Лобода ЕС, Гриненко ЭВ, Петров АА, Тачалов ВВ. Опыт применения экспресс-диагностики психо-сенсорно-анатомо-функциональной аутодезадаптации на пародонтологическом приеме. Пародонтология. 2019;24(4):365-371. doi: https://doi.org/10.33925/1683-3759-2019-24-4-365-371
9. Тихонова НВ. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения. Казанский педагогический журнал. 2018;2:74-78. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32768839
10. Холмогорова АБ, Рычкова ОВ. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового? Социальная психология и общество. 2017;8(4):8-31. doi: 10.17759/sps.2017080402
11. Яременко АИ, Ванчакова НП, Mакошина ЕС, Красильникова НВ, Вацкель ЕА. Модель формирования целостного восприятия пациента врачом в системе непрерывного медицинского образования. Ярославский педагогический вестник. 2018;1:102. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32530206
12. Яременко АИ, Соловьев ММ, Ткаченко ТБ, Ванчакова НП, Орехова ЛЮ, Чуркин МА. Раннее начало формирования у студентов-медиков навыка биопсихосоциального подхода к изучению здоровья человека с использованием концепции Синдрома ПСАФ аутодезадаптации. Кафедра. Стоматологическое образование. 2020;74:74-78. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45584608
13. Engel GL. The need for a new medical model: a challenge for biomedicine. Science. 1977;25;196(4286):129-36. doi: 10.1126/science.847460
14. Ghaemi SN. The rise and fall of the biopsychosocial model. Br J Psychiatry. 2009;195(1):3-4. doi: 10.1192/bjp.bp.109.063859
15. Hawks Sharon J. The Flipped Classroom: Now or Never? AANA Journal. 2014;82(4):264-269.
16. Wojcik W, Lawrie SM. Towards a Biopsychosocial Model of Gulf War Illness? EBioMedicine. 2016;3:6-7. doi: 10.1016/j.ebiom.2015.12.021
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев М.М., Орехова Л.Ю., Соловьева А.М., Гриненко Э.В., Лобода Е.С. Диагностика ПСАФ аутодезадаптации – первый шаг к биопсихосоциальной стоматологии. Пародонтология. 2022;27(2):148-158. https://doi.org/10.33925/1683-3759-2022-27-2-148-158
For citation:
Solovyov M.M., Orekhova L.Yu., Solovyova A.M., Grinenko E.V., Loboda E.S. Diagnosis of PSAF maladjustment is the first step toward biopsychosocial dentistry. Parodontologiya. 2022;27(2):148-158. (In Russ.) https://doi.org/10.33925/1683-3759-2022-27-2-148-158